«Одна проблема, которая на самом деле мало изучалась, — это то, что происходит здесь и сейчас — мы счастливее, если тратим свои деньги на опыт, а не на материальный предмет?» — сказал Амит Кумар. «Главный вывод наших нескольких экспериментов заключается в том, что люди получают больше счастья от своего опыта, чем от своего имущества».
В исследовании приняли участие 2635 взрослых людей, которые случайным образом были распределены в материальную или экспериментальную группы. В течение дня участникам рассылались случайные текстовые сообщения для отслеживания их эмоций и покупательского поведения. Участники, вошедшие в материальную группу, покупали такие вещи, как ювелирные изделия, одежду или мебель, в то время как покупатели из второй группы посещали спортивные мероприятия, обедали в ресторанах или участвовали в других мероприятиях. В итоге счастливее оказались те участники, которые совершали приобретения, основанные на опыте, чем участники, совершавши покупки вещей, независимо от стоимости предмета.
«Было бы несправедливо сравнивать рубашку с путешествием, но когда мы учитывали цену, мы все равно видели такой же результат, когда опыт приносил больше счастья», — сказал Кумар.
Чтобы учесть возможные различия в типах потребителей, исследователи провели второе исследование, в котором они попросили более 5000 участников сначала оценить свое счастье, а затем сообщить, совершали ли они покупки, использовали купленные вещи или пользовались приобретениями, основанными на опыте, в течение последнего часа. Если респонденты отвечали «да», то им задавался ряд вопросов, уточняющих подробности их приобретений.
«Мы вновь наблюдали тот же эффект», — сказал Кумар. «Когда человек получал опыт, это приносило ему больше счастья».
Исследователи пришли к выводу, что люди более довольны покупками, основанными на опыте, чем материальными приобретениями, независимо от того, когда оценивалась их удовлетворенность: до, во время или после потребления. Приобретенный опыт приносит больше удовлетворения несмотря на то, что люди обычно используя купленные вещи в течение более длительного времени. Ученые предполагают, что возможное объяснение – это то, что переживания и воспоминания от полученного опыта остаются в памяти людей, в то время как воспринимаемая ценность материальных благ со временем ослабевает.
«Если вы хотите быть счастливее, возможно, было бы разумно распределить часть своих средств с покупок вещей на приобретение опыта», — сказал Кумар. «Вероятно, это приведет к повышению общего благосостояния».
Структура трат поколения Y изменилась: покупка новых вещей уже не радует, как раньше, старомодная реклама больше не работает, а счастье приносят совсем другие вещи. Журналист Алиса Таежная наблюдает за своим поколением и пытается понять, можно ли за деньги купить радость жизни Про «уникальные вкусы» тех, кто родился между 1981 и 1997 годов — условных миллениалов, размышляют маркетологи по всему миру. Ресурсы вроде Buzzfeed уже шутят о феноменах, которые миллениалы «убили»: от института семьи до сетевых дайнеров. Целая индустрия производства тунца в банке страдает от того, что у миллениалов нет открывалок для консервных банок. Факт может показаться смешным, но он говорит о тенденции: миллениалам не нравится тратить деньги на вещи — они предпочитают получать опыт, заниматься спортом, ходить на вечеринки и концерты и хотят этого намного сильнее, чем предыдущие поколения. И в принципе пересматривают свои структуры расходов — например, готовы тратить на здоровую еду намного больше, чем предыдущие поколения.