Исследователи из школы бизнеса Маккомбса в Университете Техаса в Остине, установили, что некоторые покупки приносят больше счастья, чем другие. Исследовательская группа во главе с доцентом маркетинга Амитом Кумаром обнаружила, что люди чувствуют себя счастливее, когда тратятся на покупки, основанные на опыте, а не на материальные. Результаты работы были опубликованы в издании Journal of Experimental Social Psychology.
Люди счастливее от приобретенного опыта, чем от купленных вещей

«Одна проблема, которая на самом деле мало изучалась, — это то, что происходит здесь и сейчас — мы счастливее, если тратим свои деньги на опыт, а не на материальный предмет?» — сказал Амит Кумар. «Главный вывод наших нескольких экспериментов заключается в том, что люди получают больше счастья от своего опыта, чем от своего имущества».

В исследовании приняли участие 2635 взрослых людей, которые случайным образом были распределены в материальную или экспериментальную группы. В течение дня участникам рассылались случайные текстовые сообщения для отслеживания их эмоций и покупательского поведения. Участники, вошедшие в материальную группу, покупали такие вещи, как ювелирные изделия, одежду или мебель, в то время как покупатели из второй группы посещали спортивные мероприятия, обедали в ресторанах или участвовали в других мероприятиях. В итоге счастливее оказались те участники, которые совершали приобретения, основанные на опыте, чем участники, совершавши покупки вещей, независимо от стоимости предмета.

«Было бы несправедливо сравнивать рубашку с путешествием, но когда мы учитывали цену, мы все равно видели такой же результат, когда опыт приносил больше счастья», — сказал Кумар.

Чтобы учесть возможные различия в типах потребителей, исследователи провели второе исследование, в котором они попросили более 5000 участников сначала оценить свое счастье, а затем сообщить, совершали ли они покупки, использовали купленные вещи или пользовались приобретениями, основанными на опыте, в течение последнего часа. Если респонденты отвечали «да», то им задавался ряд вопросов, уточняющих подробности их приобретений.

«Мы вновь наблюдали тот же эффект», — сказал Кумар. «Когда человек получал опыт, это приносило ему больше счастья».

Исследователи пришли к выводу, что люди более довольны покупками, основанными на опыте, чем материальными приобретениями, независимо от того, когда оценивалась их удовлетворенность: до, во время или после потребления. Приобретенный опыт приносит больше удовлетворения несмотря на то, что люди обычно используя купленные вещи в течение более длительного времени. Ученые предполагают, что возможное объяснение – это то, что переживания и воспоминания от полученного опыта остаются в памяти людей, в то время как воспринимаемая ценность материальных благ со временем ослабевает.

«Если вы хотите быть счастливее, возможно, было бы разумно распределить часть своих средств с покупок вещей на приобретение опыта», — сказал Кумар. «Вероятно, это приведет к повышению общего благосостояния».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.